Мы привыкли совершать разнообразные движения и действия, совершенно не задумываясь о том, насколько это сложный и уникальный механизм. Правда, у каждого человека наверняка были случаи в жизни, когда он по той или иной причине не мог совершать привычных действий в полном объеме. А если говорить о людях со специальными потребностями, например те, кто имеет синдром ДЦП, ценят и понимают движение намного больше, чем те, кто может свободно, не думая и не напрягаясь совершать все то разнообразие движений, которыми наградила нас природа.
Давайте вместе отправимся в путешествие по стране движения. Начнем с самого начала, что же это такое – движение? Какое оно бывает? Как оно может оказывать влияние на наше самочувствие, интеллектуальную деятельность, душевное равновесие? Бывает ли полезное и вредное движение? Как наше тело может подсказать нам ответы на наши вопросы?
Как увидеть о чем нам хочет рассказать наше тело? Что происходит с нашим ребенком и как ему можно помочь через специальные движения, упражнения и движения.
Обо всем этом постепенно будет изложено в книге.
Медицинское определение движения звучит, так: движение — результат работы психофизиологического аппарата по реализации двигательного акта, посредством которого происходит взаимодействие живого существа с внешней средой.
Вот какое замечательное определение движение не просто взял и пошел, это работа психофизиологического аппарата. Я бы сказал, что это совместная работа души, ума и тела.
«Движение относится к основополагающим свойствам живого, и мышцы играют ключевую роль в его осуществлении. Движения, независимо от их амплитуды, являются неотъемлемой функцией организма и определяются сокращением и расслаблением мышц. У человека мышцы составляют от 40 до 50% массы тела. Если рассматривать мускулатуру как единое целое, то она является самым больными из внутренних органов.
Мышечная система имеет три важнейших функции. Первая: поддержание тела и внутренних органов. Вторая: движение тела в целом и его отдельных частей и органов. Многие виды движения основаны на взаимодействии костей, мышц, сухожилий, связок и фасций. Удержание тела в вертикальном положении, как и разнообразные движения: хождение, письмо, жевание, дыхание и т.д., является результатом соответствующей мышечной активности. То же относится и к деятельности внутренних органов: сердцебиению, перистальтике, мочеиспусканию и даже к возможности задерживать дыхание. Мышцы в результате своей деятельности производят тепло, участвуя тем самым в терморегуляции организма, — это третья из основных функций мышечной системы.
Эти функции обеспечиваются тремя типами мышц: скелетными, висцеральными и сердечной мышцей. Каждый из этих типов мышц обладает четырьмя основными свойствами:
Возбудимость — способность воспринимать нервный импульс и отвечать на него.
Сократимость — способность укорачиваться при получении соответствующего внутреннего или внешнего стимула.
Растяжимость — способность удлиняться под воздействием соответственно направленной внешней силы.
Эластичность — способность возвращаться к нормальной форме после сокращения или растяжения». 1
Фазические и тонические мышечные волокна.
Произвольно сокращающиеся мышцы.
Произвольно сокращающиеся мышцы почти всегда прикреплены к костям скелета, и их задача - перемещать части тела согласно нашему желанию. Они всегда работают в паре, одна мышца сокращается, а ее антогонист удлиняется, перемещая, таким образом, кости, к которым они прикреплены. Эти мышцы могут быстро работать, но и быстро утомляться.
Медленные – тонические, а быстрые – фазические. В некоторых мышцах находятся только медленные волокна, в других же и те и другие одновременно. Благодаря этим двум типам волокон организм может поддерживать позу и осуществлять движения. Они разделяются на две группы: фазические и тонические.
Тонические мышцы работают в 100 раз медленнее, чем фазические, быстрые.
Располагаются тонические мышцы в глубоких слоях мышц конечностей и туловища. Удерживают тело в вертикальном положении, они работают против силы тяжести. Обильно снабжены каппилярами и потому способны долгое время работать без утомления.
Фазические или быстрые обеспечивают более быстрые сокращения, и они важны для обеспечения быстрых движений. Мало сосудов и потому быстрее накапливают молочную кислоту. И быстрее утомляются. Располагаются ближе к поверхности тела.
Тонус скелетных мышц.
Даже в покое вне работы мышцы не полностью расслаблены, а находятся в состоянии некоторого напряжения – тонусе. Пребывая в таком состоянии, они реагируют на раздражитель быстрее и сокращаются сильнее. Внешним выражением тонуса является определенная степень упругости мышцы.
Это – состояние устойчивого непроизвольного напряжения.
Они состоят из мышечных волокон двух видов: произвольно сокращающиеся мышцы (поперечнополосатая мускулатура) и непроизвольно сокращающиеся (гладкая), или мышечные волокна осанки.
Напротив, мышцы осанки нельзя использовать по желанию сознания. Они работают только по команде многочисленных рецепторов, разбросанных по всему телу. Наделены особой способностью, долго не утомляться, поскольку должны работать длительное время. Гладкие мышцы располагаются в стенке полых органов – желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря, желчного, бронхов. Они выстилают стенки сосудов, протоков пищеварительных желез, мочеточников и находятся в сфинктерах полых органов.
Особенностью гладких мышц является свойство автоматии. Они очень чувствительны к ацетилхолину, адреналину, норадреналину, гистамину, серотонину. Адреналин возбуждает гладкие мышцы большинства органов, но оказывает тормозящее действие на гладкие мышцы сосудов.
Проприорецепция (мышечно-суставная рецепция).
Информация о положении тела в пространстве, о степени сокращения мышц, их последовательности и частоте поступает в ЦНС от вестибуляторного аппарата, глаз, а также от мышечно-суставных рецепторов скелетных мышц. С помощью проприорецепторов координируются сложные двигательные акты. Проприорецепторы передают нервный импульс при натяжении мышечных волокон, сухожилий, при сокращении или пассивном растяжении мышц. Из различных групп мышц, от проприорецепторов импульсы по центростремительным нейронам поступают в спинной, продолговатый, средний, промежуточный мозг, мозжечок и в кору головного мозга.
Кинестезические ощущения.
«Кинестезические ощущения (от греч. kineo – двигаюсь и aisthesis – ощущение) — ощущения, дающие информацию о движении и положении собственного тела, возникающие при раздражении проприорецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. Импульсы, возникающие в проприорецепторах, идут по центростремительным путям через задние корешки спинного мозга в подкорковые ядра (таламус), затем в заднюю часть центральной извилины коры, которая представляет собой корковое ядро двигательного анализатора.
При этом часть проприорецепторных импульсов передается в ретикулярную систему ствола мозга и мозжечок. На основе кинестезической чувствительности может происходить формирование межсенсорных связей, например, зрительно–двигательных, определяющих пространственное видение, кожно–кинестезических, играющих очень важную роль в процессах осязания. На основе кинестезических ощущений оказывается возможной компенсация нарушенного зрения y слепых или слуха у глухих, а также речи при афазиях. Это обусловлено тем, что этот вид ощущений, выступающий, по определению И.М. Сеченова, в виде «темного мышечного чувства», может быть значительно обострен при специальной тренировке, в которой вырабатывается сознательный контроль за движениями по характеристикам их силы, скорости, ритма». 2
Регуляция движений.
Любой двигательный акт связан с тонким и точным согласованием последовательности сокращений различных мышечных групп, их силы и продолжительности. Регуляция любого движения осуществляется разными отделами ЦНС, такими как спинной, продолговатый, средний, промежуточный мозг, и коры больших полушарий. В коре головного мозга в области передней центральной извилины находится зона двигательного анализатора.
Кора осуществляет условнорефлекторную регуляцию движений, т.е. тех движений, которые выработались у человека в процессе индивидуального опыта. Роль промежуточного мозга, его подкорковых ядер заключается в том, что они регулируют движения, ставшие в результате многократных повторений автоматическими. Мозжечок принимает участие в регуляции, безусловно-рефлекторных, движений. Между корой, мозжечком и подкорковыми ядрами существуют двусторонние связи. На уровне промежуточного, среднего, продолговатого и спинного мозга осуществляется рефлекторная регуляция тонуса мышц.
Движение и тело.
Когда мы едем на велосипеде, самокате или мотоцикле, мы не падаем, а движемся вперед. Мы сохраняем равновесие. И так везде, любой процесс жизнедеятельности связан с движением и балансом, гомеостазом, что означает равновесие внутренней среды организма.
В природе не существует ничего неподвижного и замершего.
Нет движения, нет жизни, это закон. Мы все его знаем, но иногда забываем. Нарушение движения означает нарушение течения жизни.
Бывает так, что мы много работаем и берем на себя столько обязанностей, что просто не возможно найти даже пятнадцать минут в день для своего здоровья. Самое интересное что, организм, не выдержав очередных стрессовых условий жизни «ломается», и у нас моментально появляется время. И на врачей, и на больничный. Но в этот момент нам слишком плохо и нет сил, чтобы заняться собой.
Может быть это лень? Почему родившись со всем необходимым для счастливой и радостной жизни, мы не всегда получаем это? Может быть, мы потеряли природную способность радоваться и веселиться без повода, просто так?
Если посмотреть на детей, то они сохраняют эту способность быть беспричинно довольными и доброжелательно настроенными лучше нас взрослых. И ведь они даже не задумываются о том, что может быть по-другому, что могут быть такие проблемы и трудности, которые мешают жить счастливо. Даже если дети и получают от жизни свои печальные уроки, они очень быстро восстанавливаются и возвращаются к сбалансированному состоянию. Конечно, есть такие ситуации, что дети теряют свою позитивность и радость. Но в большинстве случаев все-таки они ее сохраняют практически все время.
Почему так происходит?
Дети очень любознательны и любопытны, они все время практически без остановки познают мир и себя. Они неустанно исследуют все, что попадает в их поле зрения, слышания и ощущения. Он смотрит на мир открыто и с интересом. Для того чтобы воспринимать и понимать, что происходит вокруг, ребенок производит множество действий, движений и перемещений.
Движение! Вот в чем есть важное и существенное отличие жизни ребенка от того, как живет взрослый разумный, образованный, повидавший жизнь человек.
Ребенок следует за движением жизни, за движением природы. Для того чтобы ребенок гармонично развивался ему необходимо просто двигаться. Это то жизненно необходимое качество, которое многие взрослые люди уже давно потеряли. И возможно потому воспитывая своих детей, многие взрослые на эту сферу мало обращают внимания. Взрослый человек, чем старше он становиться, тем меньше он двигается. Либо выучивает «правильные» движения, выводя их в ранг спорта, в таком случае организм, тело служит лишь инструментом для достижения каких-либо целей, которые не имеют под собой природной необходимости.
Как отличить вредное и полезное движение?
Очень просто, то, что дает силы, радость, легкость, то, что делает меня здоровее, крепче и выносливее, после таких движений усталость приятна, а голова ясная. Усталость от «правильных» движений проходит быстро, организм восстанавливается в краткие сроки. И наоборот, чрезмерное особенно однообразное движение, движение которое выматывает нас и ничего положительного не дает взамен, мешает нам. Даже после отдыха остается ощущение, что, что-то было не так. Особенно это касается тех детей и взрослых, которые занимаются спортом профессионально, конечно там нельзя выкладываться вполсилы, по-другому там просто не получится.
Как нам можно научится «правильному» движению? Говоря высоким слогом, необходимо доверится себе и позволить своему телу почувствовать что оно хочет как ему лучше всего двигаться, и и какой спорт оптимально будет способствовать развитиюмоего здоровье. Помните о том, что «правильное» и «неправильное» для разных людей бед разным. И то, что для одного ребенка радость и восторг вызывает, для другого может быть трагедия.
Обеспечьте ребенку движение и любая деятельность, обучение станет для него легким, понятным и доступным делом. В процессе движения ребенок с ранних пор познает мир, естественным образом входя в него через прикосновение, ползание, нюхание и облизывание.
Вспоминаю несколько эпизодов, когда я работал с профессиональными спортсменами. Неважно, в каком виде спорта они преуспели, видно было одно, что они не могут просто наслаждаться движением просто так. Для них движение стало работой, тяжелой и изнуряющей. Они уже не могли совершать движения как гармоничное, радостное, приятное, непосредственное и непроизвольное движение, их движения это выученные схемы и двигательные стереотипы. Я бы сказал так, что их тело было изолированно от их чувств и настоящих потребностей тела.
Дети и животные не могут так поступить с собой, они двигаются, потому что это приятно и интересно, это радостно и естественно. Чем меньше ребенок, тем больше и разнообразнее он двигается, он учится и познает мир с помощью движения. Мы с коллегами часто наблюдали за малышами и отметили одну способность, по другому не скажешь, маленькие дети познают мир всем телом, они его прямо таки впитывают через прикосновение. Особенно это видно когда малыш хочет устроиться поудобнее, они начинают вертеться, поворачиваться так и эдак, и, в конце концов, могут найти такое положение, в котором благополучно проспят несколько часов, а взрослый человек не выдержит и нескольких минут. У многих взрослых же наоборот, чем старше мы становимся, тем больше мы становимся неподвижными, мало интересующимися и зажатыми. Парадокс заключается в том, что, казалось бы, чем старше становится человек, тем он мудрее. Но все как раз наоборот, чем человек старше, тем больше у него проблем трудностей и болезней.
Посмотрите вокруг! Как мы узнаем старика и молодого человека? Молодой человек гибкий и подвижный, он весь течет, переливается, от него идет энергия, которая заряжает силой и оптимизмом. Он открыт к миру и к себе самому, он живет своей жизнью.
А старый человек? Он потерял свою гибкость, растратил свою силу и не обрел той энергии и оптимизма, которые могли бы ему помочь в жизни. Но ведь старым нас делает не возраст, а то как мы выстроили свою жизнь. То какое в нас есть движение, и есть ли оно вообще. Мы стараемся стать взрослыми и потом очень «умело» учим детей как им тоже можно стать настоящими взрослыми.
Может быть, иногда стоит быть детьми, а может не иногда?
Хочу привести один пример, который как мне кажется, каждый из вас в том или ином варианте встречал в своей жизни.
Пример.
Однажды в электричке видел такой «классический» случай воспитания ребенка. Бабушка с внуком лет пяти едет на дачу. Ехать было долго около полутора часов. Мальчик какое-то время сидел и молча смотрел в окно. Минут через десять он стал проявлять признаки утомления от сидячего положения. Он ерзал, подкладывал под себя ноги, старался принять то одну, то другую позу. Ничего ему особо не помогало. Как только он перестал спокойно сидеть, бабушка тут же стала его одергивать. «Сиди спокойно, не дергайся. Что же ты такой непоседливый! Ну что тебе надо? На выпей сока!», мальчик сок не хотел и продолжал искать удобное положение для себя.
В один момент он встал и стал стоя смотреть в окно. Увидев что-то, что его заинтересовало, он вскрикнул, с радостью повернулся к бабушке: «Бабушка, смотри что там!» Бабуля нехотя посмотрела, и что-то пробурчав, так ничего и не ответила. Мальчик время от времени обращался к ней, но, почувствовав, что она не отвечает и не разделяет его интереса, вскоре замолчал.
Так прошло еще минут 15. Бабушкин внук к этому времени совершенно утомился от созерцания пробегающего пейзажа, и вновь стал проявлять «странное» желание подвигаться. Он попытался попрыгать, достать до ручек, которые открывают окно, потом просто стал тянуться своим сумкам, которые висели у него над головой. Бабушка мирно подремывала, но как только она почувствовала, что происходит какое-то движение, тут же включилась. Ее действия теперь уже носили явный физический характер. Она взяла внука за руку и посадила его на место. «Сиди как человек, а то вертишься, словно обезьяна!» - изрекла бабушка. Внук спокойно просидел 2 минуты. Потом он захотел походить по проходу, но это была закрытая территория для него. Мальчик уже не просто устал, он был вне себя от невозможности подвигаться, так как ему хотелось. Он вымолил разрешение походить по проходу. Но это длилось не долго. Ответственность бабушки взяла вверх.
«Иди, сядь, а то упадешь, когда поезд будет останавливаться!» - переживала за внука бабушка. Вернувшись на свое место мальчик тяжело вздохнул покорно сгорбился, спрятал свою любознательность и непосредственность, и стал обычным спокойным, тихим и подавленным, таким каким его и хотела видеть бабушка. (Хотя она, конечно же, хочет самого лучшего для своего внука и очень любит его.) С чувством выполненного долга бабушка позволила себе улыбнуться и предаться сидячей спокойности. Для нее было бы лучше, если бы ребенок сидел себе на месте. Она сама может сидеть и не двигаться, и не понимает, что для ее внука неподвижное сидение невозможно.
Немного юмора.
Невротический ребенок.
Маленькая Мэри с матерью пришли на берег моря.
- Мама, можно я поиграю в песке?
- Нет, дорогая. Ты испачкаешь свою чистую одежду.
- Мама, можно я побегаю по воде?
- Нет. Ты намокнешь и простудишься.
- Мама, можно я поиграю с другими детьми?
- Нет. Ты затеряешься в толпе.
- Мама купи мне мороженое.
- Нет, ты простудишь горло.
Маленькая Мэри начала реветь.
Мать повернула голову к стоявшей неподалеку женщине и сказала: - Господи, боже мой! Вы когда-нибудь видели такого невротического ребенка? 3
Взрослые забыли, что когда-то были такими же детьми подвижными, любознательными, легкими на подъем, гибкими и пластичными.
Движение это жизнь. Если нет движения - нет жизни. Любой источник питания имеет два полюса: плюс и минус. Именно при таких условиях возникает электрический ток. Идет движение электронов от плюса к минусу. Мы делаем вдох и выдох. Планеты и вся Вселенная движутся, моря, реки и облака тоже в постоянном движении. На свете нет ничего неподвижного. Причем движение идет и внутри систем и снаружи. Мы постоянно обмениваемся информацией, чувствами и эмоциями, мы что-то принимаем от окружающего мира, что-то отдаем.
В движенье все!
Если рассмотреть наш организм как пример высокоорганизованного и сбалансированного движения, то мы увидим потрясающую картину. Кровь все время в движении, наши легкие бесперебойно поставляют кислород, нервные импульсы передают информацию из одного участка тела в другие. Каждая часть тела весь организм в ритме, в движении. Но если только где-то происходит остановка, мы сразу это почувствуем. Попробуйте не дышать? Не долго мы сможем продержаться, правда?
Наше физическое тело является как раз тем, что позволяет нам проявлять себя в этом физическом мире. Как бы мы говорили о чувствах и душе, о математике и физике, как бы мы могли жить, думать, размышлять, не имея тело?
Благодаря свому телу мы живем, чувствуем, ощущаем, радуемся и печалимся. Любое чувство и эмоция проявляется благодаря тому, что мимические мышцы отображают все наши внутренние переживания. Все что бы мы ни испытали, на уровне чувств, эмоций, ума, все проходит через тело. Наш организм получает множество сигналов, импульсов от внешней и внутренней среды. Миллионы бит информации в секунду.
Наше тело нуждается в движении, чтобы жить полноценной, полнокровной жизнью.
Есть такая легенда, про девушку, которая любила танцевать. Она танцевала всегда и везде с самого детства она была такой. Когда она видела свет луны, она его танцевала, когда она слышала пение птиц, шум водопада, блеск звезд – все это она могла станцевать. И потому ее танцы не всегда и не всем были понятны, людям казалось, что это не нормально все время танцевать, что так приличные люди себя не ведут. Все вокруг осуждали ее, и даже близкие друзья. Они говорили ей, что ты делаешь, веди себя, как подобает у нас вести себя девушкам. Ее родители любили ее, но никак не могли принять ее танцы.
Девушка продолжала танцевать, она ничего не могла с этим поделать. Ей стали запрещать танцевать все чаще и чаще, ее отец рассказывал ей истории своего рода, о том какие все были тихие и спокойные, что никто никогда не выделялся своим поведением. Девушка стала поддаваться на уговоры и однажды она сильно заболела, ее лечили лучшие врачи и знахари, она опробовала разные методы и способы. Но исцеление не приходило.
Тогда ее отец пошел к одной знахарке, которую многие побаивались, но лечила она при этом очень хорошо. Девушка к тому времени уже не могла ходить сама и знахарка пришла к ней. Она долго осматривала ее и в заключении сказала, что только танец может спасти ее. «Ты должна танцевать, иначе ты умрешь. Твоя душа видит и чувствует мир через движение, для тебя танец так же важен, как и дыхание. Танцуй или ты умрешь».
И тогда девушка стала танцевать, сначала она не могла двигаться, и только руки совершали какие-то мало заметные движения. Но понемногу все е тело вспомнило, как это было раньше, волна за волной и вот все тело стало двигаться как вода, потом как огонь, как воздух, как земля и вот тело стало двигаться как душа.
Тут же девушка встала и выздоровела.
Больше никто не останавливал ее. А своими танцами она могла исцелять других людей, привлекать хорошую погоду, и добрый урожай. Она учила своему танцу всех, кто хотел. Каждый танцевал свой танец, как умел, как получалось, ни один танец не был похож на другой, но когда все танцевали вместе, это была чудесная музыка жизни и любви.
С тех пор эта деревня процветает, и люди в ней счастливы и здоровы.
Пример.У одной женщины было врожденное нарушение осязания, она не чувствовала прикосновений нигде кроме одного маленького участка кожи на руке. Ко всему прочему, она не слышала и не видела. Всю информацию об окружающем мире она получала через прикосновение к этому участку тела. Как только к ней переставали прикасаться, она засыпала.
Что такое двигательное развитие?
Как оно помогает общему развитию ребенка.
Двигательное развитие ребенка – одно из наиболее интересных и, вместе с тем, не освоенных наукой, явлений. Педагоги и родители все больше и больше узнают об особенностях психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и поведения ребенка. Однако они совсем мало знают о той роли, которую двигательное развитие играет в общем, психическом становлении личности ребенка.
Естественное состояние души ребенка – движение. Он активен, любознателен и постоянно ищет возможность подвигаться. Мы, взрослые, особенно в современной системе школьного образования, чаще всего видим свою задачу в том, чтобы успокоить «непоседу» и сделать все возможное, чтобы он «сидел смирно» и не нарушал обычного хода событий. Мы хотим и требуем, чтобы он смотрел, слушал и не двигался, т.е., ожидаем и поощряем в нем обездвиженное познание и «спокойное» поведение. А ведь движение заложено в нас самой Природой. Около 650 мышц нашего тела должны двигаться, чтобы обеспечить нам жизнь и работу мозга! Движение также является источником радостного и непосредственного познания, продвигает наше понимание и позволяет закрепить новый опыт.
Хватает ли нам мудрости учиться у самой природы и у растущих детей и использовать тот потенциал развития, который дает движение? Чаще – нет, ибо сами мы выросли в «обездвиженной» системе знаний и убеждений. Стиль нашего воспитания и образования, ограничивающий движение ребенка, по сути, тормозит самое важное для него - развитие. Может поэтому, огромное число наших детей формально усваивают знания, страдают из-за «абстрактного учения» и их грамотность падает из года в год. Невозможность интегрировать интеллектуальные процессы с двигательными, на наш взгляд, являются одной из основных проблем для современного ребенка-школьника.
Что вбирает в себя та сфера, которую мы называем двигательным развитием? Это:
становление рефлекторных младенческих движений и их интеграция между собой;
интеграцию младенческих рефлексов («динамических» или двигательных и «позовых») с сознательно контролируемыми движениями;
развитие у ребенка целостных схем движений тела (переворот с живота на спину и, наоборот; умение сидеть или стоять и пр.) и формирование переходных движений (основных схем движений, обеспечивающих становление умения переворачиваться или садиться и пр.);
становление различных систем координации движений (левая рука-правая рука, руки-глаза, руки-глаза-слух, руки-ноги и многие другие);
развитие измерений тела – латеральности (взаимодействие левой и правой сторон и левого и правого полушарий головного мозга), центрации (взаимодействие «верха» и «низа» тела, неокортекса и среднего мозга) и фокуса (взаимодействие «переда» и «спины» тела, неокортекса и задних, стволовых отделов мозга).
развитие системы контролируемых движений (контроль положения тела во время ответов у доски, публичных выступлений, спортивных занятий и выступлений, танцев и пр.).
становление темпа и ритма движений;
становление позы и формы тела;
развитие телесного кинестетического интеллекта (моторный аспект сознания, поведения и деятельности);
развитие связей между движениями и их схемами с эмоциональными и познавательными психическими процессами и поведением.
Двигательное развитие образуют: структура, качество, уровень осознания, ритм и темп движения, кинестетическое сознание и ... радость движения. Для того, чтобы двигательное развитие было полноценным и радостным, мы должны бережно сопровождать его, учитывая его составные, этапы, возрастную специфику, и ведя к радости открытий через движение.
Картина перечисленных выше явлений, безусловно, далеко не полна. Однако и они уже вызывают множество вопросов. Задержка, торможение в становлении тех или иных компонентов двигательного развития отражается на целостной психике в детском возрасте и влияет на другие этапы взросления. Знания о резервах естественного развития, заложенного Природой, и их использование могли бы помочь многим детям, испытывающим личностные и поведенческие проблемы, и существенно изменить их жизнь и учение к лучшему.
Двигательное развитие имеет свою структуру, собственное течение, свой собственный невербальный язык и законы проявления. Его носителем является тело. В процессе своего развития оно «продвигается» через базовые схемы движений в темпе и по законам, предназначенным Природой. Каждый динамический или позовый рефлекс, схема движения, система координации движений и пр. также появляются в свое особое время. Это время - то пространство, в котором базовое движение исследуется, усваивается, отрабатывается и объединяется с целостной системой движений тела.
Усвоенные схемы служат поддержкой для развития других схем движений. С возникновением каждой новой схемы движения, вновь активизируются другие схемы. Это создает базу для эффективного перехода человека на следующий этап двигательного развития. В свою очередь, двигательное развитие становится основой, обеспечивающей общее психическое становление. Так происходит интеграция двигательного и общего психического линий развития. Эта интеграция более всего представлена на этапе младенческого и дошкольного развития. Не случайно, многие известные психологи и педагоги утверждали мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от двигательного (Ж. Пиаже (JanPiaget), Масару Ибука (MasaruIbuka), П.Ф. Лесгафт (P.F. Lesgaft), Л.С. Выготский (L.S. Vigotsky), Н.А. Бернштейн (N.A. Bernstein), М. Монтессори (М. Моnetessory) и др.). В частности, японский исследователь Масару Ибука считает, что развитие одаренности ребенка до трех лет прямо пропорциональна двигательному. Чем больше и правильно, соответственно возрасту и природе двигается ребенок, тем активнее он развивает мыслительные процессы (сравнение, противопоставление, конкретизацию и обобщение), механизмы воображения, творческость, тем быстрее и активнее развивается его речь. Отметим, что такие выдающиеся новаторы в области образования, как Говард Гарднер (НоvardGardner), Джин Эйрес (DеаnАуres), Рудольф Штайнер (RudophSteiner), Мария Монтессори (МаriaМоnetessory), Моше Фелденкрайз (МоsheFе1denkreis), Гленн Долман (G1еnnDolman), Нил Кефард (Ni11 Керhard) и многие другие признают важнейшую роль движения в процессе познания и личностного становления ребенка.
Центральным вопросом в двигательном развитии является вопрос о том, как плавно, сообразно природе ребенка привести его к осознанному движению. Осознанное движение, если оно «в ладу» с естественными основами развития, ведет и к контролируемому поведению. Так, ребенок получает ярлык «агрессивного», если не может контролировать свои движения, действия и эмоции и не умеет «канализировать» их социально приемлемым способом. Чем слабее у него двигательный контроль, тем активнее «взрываются» эмоции, и, наоборот, чем более неуправляемы эмоции, тем больше он обращается к «резким, рваным, угловатым», т.е. «агрессивным» движениям. Ребенок оказывается в порочном кругу. Иногда элементарное знание о движении и коррекция с его помощью могут изменить не только поведение ребенка, но и сделать радостной его жизнь и взаимодействие с окружающим миром.
Процесс формирования произвольного движения и двигательного контроля происходит в направлении от центра тела к конечностям, от головы к копчиковому отделу позвоночника, от верхних конечностей к нижним. Использование подобного рода знаний может помочь правильно организовать движение ребенка. Важно также помнить, что каждая схема движения основывается на базовых рефлексах, соотносится с другими схемами движений, поддерживает развитие и функционирование мозга. Все это означает, что важны также и истоки движений – правильное развитие «динамических» и «позовых» рефлексов и их интеграция в общую систему движений тела. Трудности же на пути первых движений тормозят в будущем становление произвольного движения, отражаются поведенческими и учебными проблемами, отягощают психическое становление.
Высоко усовершенствованное движение опирается на интеграцию разных уровней движения в общем, двигательном развитии. Истинно интегрированное движение эффективно, сильно и изящно. Оно гармонизируется дополнительными схемами движения. Такое движение представляет собой «великолепный оркестр процессов: сгибания и разгибания, удлинения и сокращения, сжатия и отталкивания, дотягивания и притягивания. Эти процессы создают гармонию и последовательность в протекании и координации движения. В результате человек оказывается способным двигаться, имея в своем арсенале больший диапазон выборов в реагировании на стимулы окружающего мира» (К. Э. Эриксон, 1988).
«Движение - ключ к учению».
«Исследования в области двигательного и интеллектуального развития свидетельствуют о том, что движение является составной частью процесса учения. Движение пробуждает и активирует многие умственные способности. Доктор нейрофизиологии Карла Ханнафорд (CarlaHannaford, США), обращаясь к научным исследованиям, показывает, как движение помогает встраивать и закрепляет новый опыт и информацию на нейрофизиологическом уровне - в нейронных сетях. Движение жизненно необходимо для действий, с помощью которых мы реализуем и выражаем познанное и свое «Я».
Наши знания о движении отражаются на воспитании наших детей самым непосредственным образом. Ребенок, приученный к познанию без движения, пассивен в своей деятельности, у него ограничен опыт использования знаний, он быстрее утомляется, склонен к истощению внимания.
Как мы обучаем детей движению?
Ребенок начинает учиться движениям уже внутри утробы матери. Движения дают ему первые ощущения мира и знаменуют начало познания и опыта действия с законом земного притяжения. В последующем, после рождения, каждое движение, представляя собой сенсомоторное событие, ведет к углублению понимания физического мира, в рамках которого протекает весь процесс познания ребенком нового. Так, движение головы приводит наши органы чувств (глаза, уши, нос и язык) в соответствующее положение для восприятия окружающей информации. Умелые движения глаз позволяют нам видеть на большом расстоянии, в трехмерном масштабе, организовывать периферическое зрение и фокусировать взгляд на мелком тексте. Благодаря тонким движениям рук мы можем касаться и манипулировать различными объектами мира бесконечно сложными и разнообразными способами.
Движение позволяет нам принять правильное положение тела для восприятия запахов, которые вызовут в памяти те или иные события, для - звуков, которые позволят сформировать внутренние образы, необходимые для самосохранения, понимания и пр. Мышцы и «телесная память» позволяют бегать, определить, где мы находимся, как двигаться изящно и с пониманием и создавать в процессе движения что-то красивое и особенное. Движение помогает нашему лицу изобразить радость, печаль, злость и любовь, реализуя извечное человеческое желание быть понятыми.
Движение есть в каждой цифре и букве. У каждого знака есть форма, которая запоминается нашими мышцами и впоследствии повторяется с помощью движения при письме. В течение многих лет обучения мы объединяем движения с сенсорным восприятием, на основе чего строим новые суждения. С помощью движений можно облечь мысли и эмоции в слова и действия, обогатить мир творческими идеями.
Каждый раз, когда мы организованно, красиво двигаемся, происходит более полная активизация и интеграция деятельности мозга. Движение как «ключ» открывает мир учения легко и естественно.
Месторасположение «движения» в мозге.
Сегодня в обществе существует предубежденное отношение к движению: мы недооцениваем физические достижения и игнорируем их важность в таких «серьезных» видах деятельности, как труд и учение. Вера в определенность и превосходство человеческого разума, как и другие, глубоко укоренившиеся предрассудки о деятельности мозга, сильно влияет на отношение и ограничивает понимание физической основы мышления и познавательных процессов.
Доктор Карла Ханнафорд, отвечая на поставленный выше вопрос, показывает, как движение играет важнейшую роль в естественном развитии ребенка и то, как мало мы осознаем это в процессе обучения детей. Современная система образования и воспитания, с ее точки зрения, сама становится стрессовым факторам из-за недооценки движения. Исследователь считает, что недооценка движения связана с бытующим представлением о том, что извилины коры мозга «существуют не для движения, а для мыслей». Действительно, идея, что зоны мозга, ответственные за движение, могут находиться в коре больших полушарий, казалась неприемлемой даже для ученых, когда она была впервые представлена.
Эта позиция была связана с тем, что кора всегда считалась местом для «чистого разума». Открытие двигательных зон в коре мозга было сделано немецкими учеными Эдуардом Хитцигом (AduardHitzig) и Густавом Фрицшем (GustawFritzsh) в 1864 году. Исследователи при стимуляции коры мозга собак наблюдали мышечные сокращения противоположной стороны тела. Позже английский невролог Джон Хьюлингс Джексон (JohnHulingsJeckson) предположил существование моторной коры полушарий мозга. Все эти открытия ставились под сомнение, ибо затронули «чувствительные струны» научного сообщества. В своей работе он писал: «Похоже, положение об участии полушарий мозга в движении, встречает непреодолимые возражения. Причина, я полагаю, состоит в том, что извилины коры мозга считаются существующими не для движения, а для мыслей» (J.H. Jeckson, 1970).
О кинестетическом интеллекте.
«Вера» в назначение коры мозга исключительно для интеллекта все еще жива и сегодня. Говард Гарднер (НоwardGardner) в своем описании телесно-кинестетического интеллекта говорит о том, что: «описание использования тела в качестве разновидности интеллекта может в первый момент покоробить. В нашей культурной традиции существует радикальное разделение между мыслительной деятельностью и действиями физической природы. Разрыв между «умственным» и «физическим» пытаются объяснить тем, что действия, совершаемые телом, менее важны, чем работа по решению проблем, осуществляемая через использование языка, логики или какой-то другой относительно абстрактной системы символов» (НоwardGardner, 1973).
Гарднер указывает: чтобы сменить точку зрения на двигательную деятельность как на подчиненную «чистой» мысли, мы должны вслед за нейробиологом Роджером Сперри (RodgerSреггу) изменить свой взгляд и посмотреть на мышление как на инструмент, направленный на конечный этап выполнения действия. «Вместо того, чтобы считать двигательную активность низшей формой деятельности, служащей для удовлетворения нужд вышестоящих центров, надо принять концепцию деятельности мозга как средства привнесения дополнительного смысла в моторное поведение, направления его к более далеким целям и придания ему дополнительнои адаптивной ценности».
Учение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движений мышц. Это относится не только к физическим умениям спортсменов, танцоров и артистов, но и к интеллектуальным навыкам, которые используются детьми в школе и взрослыми на рабочих местах. Писатели сочиняют истории, учителя учат, политики руководят, используя сложную мышечную экспрессию языка, речи и жестов. Медицина, искусство, музыка, наука - мастерство в этих и других профессиях достигается благодаря удивительной внутренней работе нервной сети, проявляющейся через мысли, мышцы и эмоции. Все наши умения - это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека.
Движение – якорь мысли и успешного учения.
Чтобы «заякорить» мысль, необходимо движение. Человек может мыслить, сидя неподвижно, но для того чтобы закрепить мысль в сознании, необходимо совершить действие, например, произнести слова. Когда мы пишем, мы устанавливаем связь с мышлением, используя движения руки и языка. Возможно, нам никогда не понадобится прочитать написанное, но движение необходимо, чтобы извлечь пользу из мысли - построить нейронные сети.
Большинство людей обнаруживают, что разговор закрепляет мысль. Разговор - это ярко выраженный сенсомоторный навык, требующий тонкой двигательной координации между мышцами лица, языка, голосовых связок и глаз, а также проприорецепторов лица. Проговаривание позволяет организовать и развить мысли. Когда мы говорим о том, чему научились, физические движения позволяют усвоить и закрепить это в виде нервных сетей. Поэтому, после объяснения в классе новой темы, мудрые педагоги просят школьников пересказать ее друг другу, передав при этом свое личное отношение. На уровне нейрофизиологии, как отмечает доктор К. Ханнафорд, «через синапсы актизивированных нейронов выделяется нейро-трансмиттер ацетилхолин, который стимулирует работу мышц во время разговора. Повышенное и последовательное выделение ацетилхолина способствует росту дендритов в этом месте, развивая, таким образом, нервную сеть».
Многим легче и свободнее размышлять при выполнении повторяющихся физических действий, требующих низкого сосредоточения. Некоторым людям лучше всего думается, когда они плавают в бассейне, прогуливаются или бреются.
Нейробиологи в течение долгого времени пытались найти реальную нервную связь между зонами мозга, отвечающими за движение и сознание. Если бы такая связь была найдена, она бы объяснила, почему, например, у людей с заболеванием Паркинсона наблюдается ухудшение физического состояния одновременно с умственной деградацией. Лишь недавно было обнаружено, что две зоны мозга, которые ранее связывались только с контролем мышечного движения - мозжечок и базальные ганглии - также играют важную роль в координации мышления. Эти зоны связаны с лобной долей мозга, где осуществляется планирование порядка и координация будущего поведения».[4]
Для того, чтобы понять, на чем основана связь между движением и мышлением, мы должны обратиться к самой ранней стадии развития мозга. Младенец совершает настоящий подвиг в плане развития силы и координации, когда в первый год своей жизни от пассивного лежания переходит к ходьбе. Этот переход важен и грандиозен, т.к. через освоение и тренировку каждого нового движения младенец развивает мощнейшие нервные сети.
Когда «репертуар» движений ребенка расширяется, каждый шаг в развитии дает системе органов чувств, в особенности ушам, рту, рукам, носу и глазам, все большие преимущества в восприятии окружающей информации. На вестибулярный аппарат оказывают влияние основные мышцы живота и спины; именно эти мышцы начинают действие, приводящее к поднятию головы - первому серьезному достижению. С ростом силы в мышцах шеи, ребенок начинает поднимать голову, слышит происходящее обоими ушами и видит мир обоими глазами. Когда ребенка держат в вертикальном положении или кладут на поверхность, это дает ему возможность активно тренировать мышцы шеи. (В связи с этим возникает вопрос, полезно ли постоянное использование популярных детских переносных стульчиков, использующихся по типу автомобильных сидений. В таких сидениях ребенок располагается под углом 45 градусов, что препятствует активной тренировке основных мышц тела и шеи. Несмотря на то, что глаза ребенка направлены вперед, он не может активно развивать зрение, так как не двигается).
Малыш исследует свои ступни и ладошки, засовывая их в рот, и тем самым заставляет работать дополнительные группы мышц. Глаза участвуют в первых попытках младенца перевернуться, когда он следит за каким-либо предметом глазами и использует центральные мышцы тела для целостного движения. Центральные мышцы тела, в свою очередь, работают на усиление плечевого пояса. Это позволяет ребенку поднимать плечи и голову в ответ на сенсорные стимулы.
По мере развития и миелинизации нервных сетей, идущих к мышцам тела, благодаря их постоянному использованию, малыш учится поддерживать положение своего тела, чтобы сидеть. В процессе практики и тренировки обеих сторон тела ребенок затем начинает ползать. Активизация центральных мышц позволяет тазовому поясу и плечам работать согласованно.
Всем хорошо известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию ползания, в дальнейшем могут испытывать трудности в процессе учения. Ползание - это перекрестно-латеральное движение, активизирующее развитие мозолистого тела (нервных связей между двумя полушариями мозга), позволяющее обеим сторонам тела работать согласованно, включая руки, ноги, глаза (бинокулярное зрение) и уши (бинауральный слух). При равной стимуляции органы чувств более полно воспринимают окружающее, и обе стороны тела могут работать более согласованно и, следовательно, более эффективно.
В конце концов, в процессе моторного развития ребенок встает во весь рост, учится балансировать своим телом и начинает ходить и очень вскоре - бегать. Это, действительно, гигантское достижение.
Для процесса обучения необходимо позволять детям исследовать каждый аспект движения и равновесия в своей окружающей среде, будь это лазание по деревьям, хождение по бордюру или прыганье с дивана. Однако, учитывая современный взгляд на мир как на опасное для детей место, взрослые часто тормозят их активное познание и движение. Когда движение становится запрещенным, любимым занятием детей оказывается телевизор или компьютер.
Уже в младенчестве дети помещаются в разные «устройства»: стулья-(ограничители), ходунки и пр. намного раньше положенного времени, когда им еще нельзя садиться или стоять. Это не позволяет им самим прикладывать собственные усилия, познавать и усваивать движения. Сам процесс усвоения движений, обеспечивающих достижение разных позиций, более важен, нежели «помещение» детей в готовые позиции. Из-за неверного понимания взрослыми природы развития движения ребенок теряет драгоценное время, отведенное природой для самоисследования и открытий, основанных на движениях. А ведь именно самостоятельное постижение движения формирует основу и поддерживает более поздние схемы движения, а значит и общее развитие и ребенка, и взрослого.
Мы приходим в этот мир с замечательной способностью к развитию самого высокого уровня понимания и причинного рассуждения. В нашей современной культуре мы слишком часто требуем учиться, работать и жить, зазубривая по положенному сценарию. В результате наша способность понимать и познавать естественную систему связи собственного тела блокируется. Запрещая или тормозя естественное движение детей, мы «учим» их игнорировать физическую базу познания (опыта), требуемую для развития и обучения в их индивидуальном темпе.
Под влиянием стресса мы стремимся возвратиться к известным нам устойчивым схемам движения. Если предыдущие схемы движений не были объединены полноценно, то физическая основа развития оказывается слабой. Наиболее устойчивые компенсаторные схемы, функционирующие на нейрологическом уровне, могут быть сформированы в период грудного возраста и ранее. Эти схемы могут препятствовать работе учащегося за партой или атлета на спортивном поле и вести к неуспехам, гиперкомпенсации и дистрессу. В такой ситуации наша способность использовать все доступные ресурсы для обработки информации ограничивается. Поэтому атлет может оказаться восприимчивым к нестабильному движению, приводящему к травмам.
Большинство людей способны вернуться к пройденным процессам развития и проанализировать свои схемы движений. Опыт работы с людьми по Образовательной Кинесиологии показывает, что ее упражнения стимулируют систему «интеллект-тело» и помогают интеграции схем базовых движений. Более того, они обогащают познание и показывают, как можно жить каждый день более интегрированным и эффективным образом.
Исследования влияния движения на учение, проведенные с более чем 500 канадскими детьми, выявили, что ученики, которые ежедневно проводили лишний час в спортзале, на экзаменах показали значительно лучшие результаты, чем их менее активные сверстники. Аналогично, у мужчин и женщин в возрасте 50-60 лет, участвовавших в 4-месячной программе по регулярной быстрой ходьбе, показатели умственных тестов возросли на 10%. При тщательном анализе тринадцати различных исследований, посвященных выявлению связей между физическими упражнениями и интенсивностью мышления, оказалось, что упражнения стимулируют рост развивающегося мозга и препятствуют регрессу стареющего мозга.
Последние исследования доказывают: движение приносит непосредственную пользу нервной системе. Мышечная активность, особенно координированные движения, стимулируют продукцию нейротропинов, природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нервных связей в мозге.
Психо-физиологические основы движения.
«Взаимодействие человека и других живых существ с окружающей средой может осуществляться только через движение. Мы можем выполнять самые разнообразные движения - от ходьбы и бега до таких тончайших двигательных действий как при игре на фортепиано, воспроизведении различных жестов, письме, речи, мимике, с помощью которых мы передаем разнообразные оттенки мыслей и чувств. Существует два вида двигательных функций: поддержание положения тела (позы) и собственно движения. В естественных условиях отделить их друг от друга невозможно. Движение без одновременного удержания определенной позы также невозможно, как и удержание позы без движения.
Среди собственно движений следует различать элементарные движения и действия. Действия - совокупность элементарных движений, объединенных единой целью в некоторую функциональную систему. Каждое конкретное действие включено в состав поведенческого акта. Оно представляет собой шаг к удовлетворению той потребности, которая вызвала данное поведение, и решает свою промежуточную задачу.
В управлении движением различают стратегию и тактику. В основе стратегии движения лежит конкретная мотивация (биологическая, социальная и др.). Именно она определяет цель поведения, т.е. то, что должно быть достигнуто. В структуре поведенческого акта цель закодирована в «акцепторе результатов действия». В отношении движения это выглядит как формирование двигательной задачи, т.е. того, что следует делать.
Тактика - конкретный план движений, т.е. то, как будет достигнута цель поведения, с помощью каких двигательных ресурсов, способов действия. В структуре поведенческого акта тактическое планирование движения непосредственно представлено в структуре программ движения. При ее построении наш мозг и тело учитывает множество факторов, как: общую стратегию, так и пространственно-временные характеристики среды, сигнальную значимость ее стимулов, прошлый жизненный опыт.
Каким образом стратегия реализуется в тактике движения, или, иными словами, как осуществляется трансформация мотивации в движение и с помощью каких физиологических механизмов это происходит.
Для ответа на этот вопрос следует обратиться вначале к принципам регуляции поведения и движения. Принято считать, что она строится на двух основных принципах: 1) сенсорных коррекций текущего движения по цепи обратной связи и, 2) прямого программного управления. Последний особенно важен для тех случаев, когда имеются быстрые изменения в системе и это ограничивает возможность сенсорных коррекций.
Исследователи накопили множество экспериментальных фактов, подтверждающих реальное существование двух механизмов управления движением: 1) посредством центральных моторных программ, и 2) с помощью обратной афферентации, которая используется для непрерывного контроля и коррекции выполняемого движения. Для многих видов движения управление может осуществляться одновременно двумя механизмами при разном их соотношении для движений, различающихся сложностью и уровнем организации.
На принципиальную роль обратной афферентации в регуляции движения и поведения указывали Н.А. Бернштейн (N.A. Bernstein) и П.К. Анохин (P.K. Anokhin). Сенсорные раздражения не только могут запускать движение, но и выполнять корректирующую функцию.
Программы цепных двигательных актов широко представлены в различных структурах мозга. Центральная нервная система хранит центральные программы как врожденных, так и выработанных действий. Так, например, дыхательные, глотательные и другие движения управляются врожденными моторными программами. Тогда как различные спортивные, профессиональные навыки (акробатические упражнения, печатание на машинке и др.) осуществляются по программам, формирующимся в течение жизни индивида.
При определенном опыте человека эти движения выполняются почти автоматически, в результате чего обратная афферентация, в том числе от проприорецепции, начинает играть второстепенную роль. Обратная афферентация становится нужной лишь при переделке, изменении навыка. Механизм программного управления используется не только для врожденных двигательных актов и двигательных навыков, но и для осуществления произвольных и быстрых баллистических движений, например некоторых движений в спорте, требующих большой скорости. Такие движения производятся настолько быстро и точно, что использовать обратные сенсорные связи для их управления нецелесообразно.
До недавнего времени мало, что было известно о процессах формирования и построения новых моторных программ. Однако благодаря изучению нейронной активности коры больших полушарий и других структур мозга у высших животных, а также клиническим данным, полученным на человеке, сложилось мнение, что ведущая роль в построении новых моторных программ принадлежит передним отделам коры больших полушарий (премоторной, префронтальной коре). У больных при поражении мозга в премоторной области нарушается организация движений во времени, т.е. у них распадается последовательность движений. У таких больных страдает и выработка двигательных навыков. Поражение же в префронтальной коре может привести вообще к распаду произвольной регуляции движений. Этот дефект особенно выражен, когда требуется менять программы движений и действий.
Исследователи предполагают, что именно в передних отделах коры строятся новые моторные программы. Для этого используется весь видовой и индивидуальный опыт человека и животных. При этом, по-видимому, происходит выбор отдельных фрагментов из имеющихся рограмм как врожденных форм поведения, так и приобретенных двигательных автоматизмов для их последующей интеграции в новую моторную программу». 5
Двигательные (моторные) зоны.
Область, ведающая произвольными движениями, расположена в извилине лобной доли, тянущейся вдоль роландовой борозды. Выходящие из нее моторные волокна направляются в спинной мозг либо прямо, проходя в виде двух пучков через варолиев мост и продолговатый мозг (где перекрещиваются), либо непрямым путем через мозжечок и различные ядра, ответственные за координацию движений.
Как и в зоне общей чувствительности, в моторной зоне в виде проекций представлено все тело человека (головой вниз, пальцами ног вверх); площадь этих проекций пропорциональна сложности управления соответствующими группами мышц.
Ассоциативная зона, прилегающая к моторной области и тесно взаимодействующая с расположенным под ней полосатым телом (см. выше), ответственна за моторные автоматизмы, а также за программирование и координацию более сложных и тонких движений. Повреждения этой зоны сопровождаются расстройством, получившим название двигательная апраксия.
Мозжечок. Этот орган находится позади мозгового ствола, с которым он, как и с другими центрами головного мозга, тесно связан. Мозжечок – своего рода компьютер, быстро и непрерывно анализирующий всю информацию о положении тела в пространстве и степени напряжения и расслабления различных мышц. Таким образом, в любой момент он способен корректировать команды, посылаемые мозгом к конечностям, с учетом новых сообщений от глаз, полукружных каналов и мышечных веретен (Ж. Годфруа,1992). Мозжечок обучается различным программам движения, а затем сохраняет их. В нем хранятся программы сложных и автоматически выполняемых двигательных актов, которые сформировались при жизни человека. Мозжечок в ответ на команду к движению также осуществляет «перспективное планирование» движений, т.е. выбирает тип моторной программы. Кроме того, мозжечок принимает участие в «ближайшем планировании» движений, непрерывно корректируя его за счет той обширной информации, которой он обладает относительно сенсорных характеристик положения конечности и скорости, с которой планируемое движение должно быть осуществлено.
Спинной мозг. Спинной представляет собой тяж нервной ткани с площадью поперечного сечения примерно 1 см и около метра длинной. Его главная функция - в проведении сигналов от периферической нервной системы или к ней. Его наружные слои в основном образованы восходящими сенсорными и нисходящими двигательными нервными путями, а также путями, передающими нервные сигналы ганглиям симпатической системы. Помимо этого, спинной мозг выполняет функцию нервного центра, ответственного за врожденные рефлексы. Он способен мгновенно передавать команды тем или иным мышцам после получения соответствующей информации и обеспечивает, таким образом, быструю защитную реакцию организма. Нервную цепь, ответственную за такую реакцию, называют рефлекторной дугой.
Немного отвлечения или не только телесная психология.
Покупая ребенку модные и популярные игрушки, которые, дескать, способствуют развитию ребенка, родители забывают о том, что на самом деле ребенку это не так важно. Главное заключается в том, чтобы формировать и развивать познавательную сферу, любопытство и любознательность. А игрушками может выступать любые предметы окружающие малыша. Но что на самом деле необходимо ребенку?
Пример.
Меня пригласили в одну семью к мальчику полутора лет, который, по мнению родителей, испытывал какие-то проблемы в своем развитии, потому что не играл в игрушки, они его вообще не интересовали. Родители имели хороший достаток, и потому малышу покупались самые последние разработки игрушек для развития детей. Когда я пришел и увидел этого малыша, то первое что мне бросилось в глаза это его любопытный и заинтересованный взгляд. Он посмотрел на меня, и я стал совершенно уверен, что с мальчиком все в порядке.
Продолжая беседу с родителями, я наблюдал за мальчиком. Он хорошо ходил и сохранял равновесие для своего возраста, интересовался тем, что встречал на своем пути. Исследовал все, что ему было интересно, так как это обычно делают дети, то есть, пробуя на вкус, ощупывая предмет со всех сторон, пытаясь проверить насколько это крепкое и мягкое и т.д. Так вот этот мальчик замечательно играл, он придумывал и делал все, что только хотел со своими игрушками. Когда я присоединился к нему и предложил играть в покупные игрушки, то он отказывался. А как только я брал его любимый тапок, то он сразу же оживлялся, играя тапком он был совершенно доволен. Мальчик играл всем тем, что могло только попасть в его руки. Его игрушки были угодны его родителям, потому что он играл он не играл ни в одну из тех новомодных и видимо жутко полезных игрушек, которые ему покупали родители.
Мальчик был в полном порядке, но его родители хотели, чтобы он развивался, так как это положено, по правилам, а его желания и потребности в этом смысле не учитывались.
[1] Донна и Стивен Финандо «Исцеляющие руки», М. «Эксмо-пресс» 2001/Donna and Steven Finando “Iformed touch”. 1999
[2] Интернет издание: Московский Психологический Журнал
[3] Энтони де Мелло «Когда Бог смеется». София 2004/(Anthony de Mello, S.J. “The prayer of the Frog” vol.2).
[4] Карла Ханнафорд «Мудрое движение»/(Carla Hannaford, Ph. D “Smart moves” Greate Ocean Publishers Arlington, Virginia)
[5] Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Учебная Литература, 1997
5 декабря 2024 г. 2 декабря прошло занятие Новогоднего цикла Клуба Разумное мышление, тема «Путешествие по Линии жизни», спикер Михаил Александрович Миллер
Подробнее
5 декабря 2024 г. 3 декабря завершился курс «Биоэнргетика общения. Информационно-энергетическое взаимодействие» Сергея Петровича Розова
Подробнее